Нарушения требований 115-ФЗ организациями осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, выявленные надзорными органами в результате проверок (из материалов арбитражных дел)

Печать

Наименование проверенной  организации

1.   ООО«Дива Люкс»

(115432, г. Москва, ул. Трофимова, 31, 88,

ОГРН:  1027739571056, ИНН:7723166314)                                              

Нарушения, выявленные в результате проверки

ООО «Дива Люкс» осуществляет розничную торговлю ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (ОКВЭД 52.48.22).

В нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ООО «Дива Люкс» не представило в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю:

1.   На основании договора комиссии № 66/11 к от 11.11.2011, заключенного с ООО «Ювелирная компания «Арина» (ИНН 7810487924), ООО «Дива Люкс» получило ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней по товарным накладным:

№ 5 от 21.01.2013 г. на сумму 1 686 300 рублей, сообщение по указанной операции должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 24.01.2013;

№ 169 от 01.06.2013 г. на сумму 1 917 367 рублей, сообщение по указанной операции должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 04.06.2013;

№ 216 от 30.07.2013 г. на сумму 1 697 500 рублей, сообщение по указанной операции должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 02.08.2013;

2.   На основании договора комиссии № 1 от 12.04.2010, заключенного с ООО «Дани» (ИНН 7723710982), ООО «Дива Люкс» получило ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней по товарным накладным:

№ 1 от 23.01.2013 г. на сумму 98 458 рублей, № 2 от 28.01.2013 г. на сумму 115 002 рублей, №3 от 28.01.2013 г. на сумму 67 247,50 рублей, № 4 от 28.01.2013 г. на сумму 295 758 рублей, № 5 от 25.02.2013 г. на сумму 99 576 рублей, на общую сумму 676 041,50 рублей, сообщение по указанным операциям должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 27.02.2013;

3.   На основании договора комиссии № 4819К от 24.08.2012, заключенного с ООО «ЛУКАС-ЗОЛОТО» (ИНН 7709733314), ООО «Дива Люкс» получило ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней по товарным накладным:

№ 30045 от 16.04.2013 г. на сумму 634 240,46 рублей, сообщение по указанной операции должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 18.04.2013;

№ 1118745 от 17.01.2013 г. на сумму 200 846,43 рублей, № 1118746 от 17.01.2013 г. на сумму 131 776,07 рублей, № 1118747 от 17.01.2013 г. на сумму 116 313,38 рублей, № 118748 от 22.10.2013 г. на сумму 300 247,27 рублей, на общую сумму 749 183,15 рублей, сообщение по указанным операциям должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 25.10.2013;

№ 32180 от 10.06.2013 г. на сумму 84 219,16 рублей, № 32182 от 10.06.2013 г. на сумму 57 286,86 рублей, № 32183 от 10.06.2013 г. на сумму 180 710,83 рублей, № 33403 от 04.07.2013 г. на сумму 202 888,23 рублей, № 37579 от 03.10.2013 г. на сумму 1 581 451,41 рублей, на общую сумму 2 106 556,49 рублей, сообщение по указанным операциям должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 07.10.2013;

№ 38630 от 28.10.2013 г. на сумму 520 922,35 рублей, № 38633 от 28.10.2013 г. на сумму 435 535,63 рублей, на общую сумму 956 457,98 рублей, сообщение по указанным операциям должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 31.10.2013;

№ 39444 от 15.11.2013 г. на сумму 812 097,25 рублей, сообщение по указанной операции должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 20.11.2013;

4.   На основании договора комиссии № 14 от 21.01.2013 г., заключенного с ООО «Менора» (ИНН 7716552245), ООО «Дива Люкс» получило ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней по товарной накладной:

№ 15 от 21.01.2013 г. на сумму 1 878 278,69 рублей, сообщение по указанной операции должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 23.01.2013.

№ 16 от 22.01.2013 г. на сумму 219 819,06 рублей, № 206 от 22.11.2013 г. на сумму 559 332,03 рублей, на общую сумму 779 151,09 рублей, сообщение по указанным операциям должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 27.11.2013.

5.   На основании договора комиссии № 12/04/13 от 12.04.2013 г., заключенного с ИП Нерсесян Арарат Пашаевич (ИНН 771000149285), ООО «Дива Люкс» получило ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней по товарной накладной:

№ 45 от 04.04.2013 г. на сумму 655 379 рублей, сообщение по указанной операции должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 08.04.2013.

6.   На основании договора комиссии № 16 от 18.11.2009, заключенного с ООО «ИНВАРИ» (ИНН 7710163482), ООО «Дива Люкс» получило ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней по товарным накладным:

№ 326 от 17.07.2013 г. на сумму 411 600 рублей, № 446 от 11.10.2013 г. на сумму 254 000 рублей, на общую сумму 665 600 рублей, сообщение по указанным операциям должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 16.10.2013;

7. На основании договора комиссии № М-5/К от 01.08.2012, заключенного с ИП Мазурова Анна Ивановна (ИНН 772565110014), ООО «Дива Люкс» получило ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней по товарным накладным:

№ 46 от 22.03.2013 г. на сумму 317 465,81 рублей, № 81 от 08.07.2013 г. на сумму 70 769,80 рублей, № 154 от 30.11.2013 г. на сумму 336 521,06 рублей, - на общую сумму 724 756,67 рублей, сообщение по указанным операциям должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 04.12.2013.

Решение проверяющего органа

Выявленные нарушения явились основанием для вынесения Кунцевским межрайонным прокурором г. Москвы Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Дива Люкс» по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Заместителем  начальника Государственной инспекцией пробирного надзора по городу Москве и Московской области по результатам рассмотрения административного дела было вынесено постановление, которым ООО «Дива Люкс» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ с установлением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Решение арбитражного суда

Судом отклоняется довод заявителя о том, что им заключались договоры комиссии  ювелирных изделий. Право собственности на ювелирное изделие от комитента переходит к покупателю только в момент его продажи комиссионером покупателю.  И именно в этот момент является сделкой купли-продажи  ювелирного изделия. При этом сделок, стоимость по которым превышает 600 000 руб., заявитель не совершал. В связи с чем, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 990 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору комиссии комиссионер обязуется по -поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента за вознаграждение. В соответствии с положением главы 51 ГК РФ комиссионер не приобретает права собственности на вещи, полученные при сделке, совершенной во исполнение договора комиссии, и в обязанности комиссионера входит передача комитенту всего полученного для последнего по сделке.
Операциями с денежными средствами или иным имуществом в целях Федерального закона признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, т.е. данные операции могут осуществляться сторонами как непосредственно, так и через посредников (например, комиссионеров).
Поскольку действия комитента и комиссионера направлены исключительно на совершение сделок, в рассматриваемом случае, на совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, требования
статей 6 и 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» распространяются и на комиссионера, и на комитента.

Суд решил:

В удовлетворении заявления ООО «Дива Люкс» о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве Финансов Россиийской Федерации» о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ отказать полностью.

Комментарий ООО «Финам-Консалтинг:

Окончательная точка в данном арбитражном деле еще не поставлена.

ООО «Дива Люкс» направила кассационную жалобу (представление) № б/н от 23.09.2014 на рассмотрение в Верховный Суд РФ. О результатах обращения мы будем сообщать дополнительно по мере появления информации.

Номер арбитражного дела  А40-32574/2014

 

Наименование проверенной  организации

2.   ООО«Агро»

(115054, г. Москва, ул. Дубининская, д. 57 стр. 1

ОГРН: 1127746361434, ИНН: 7725756206)

Нарушения, выявленные в результате проверки

31 мая 2013 года Государственной инспекцией пробирного надзора по г. Москве и Московской области, в целях проверки информации поступившей из Федеральной службы по Финансовому мониторингу о признаках ненадлежащего исполнения ООО «Арго» требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в адрес ООО «Арго» направлен запрос № 30-16-09-12/534 о предоставлении заверенных копий сообщений направленных в Федеральную службу по финансовому мониторингу №№0000058, 0000059, 0000060, 0000061, 0000064, 0000065, 0000066, 0000067 от 21.12.2012г., 0000166 от 25.12.2012г., 0000168 от 27.12.2012г., а так же копии документов договора, платежные поручения, товарные накладные и счета-фактуры), имеющие отношение   указанным операциям, подлежащим обязательному контролю, копии правил внутреннего контроля ООО «Арго», приказа о назначении специального должностного лица организации, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления и копию документа, подтверждающего прохождение им обучения в форме целевого инструктажа.
Согласно представленных заверенных копий документов, ООО «Арго» осуществляет сделки с драгоценными металлами, ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней и ломом таких изделий.
В ходе проверки установлено, что ООО «Арго» в период времени с 23.11.2012г., по 19.12.2012г. с различными предприятиями совершило операции, подлежащие обязательному контролю по приобретению драгоценных металлов и лома ювелирных изделий из драгоценных металлов.
ООО «Арго» направило в Федеральную службу но финансовому мониторингу 4 сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю в срок, превышающий три рабочих дня с даты совершения операции: товарная накладная от 27.11.2012 года № 80 (сообщение № 0000059 от 04.12.2012 года направлено с нарушением срока на 3 дня); товарные накладные от 28.11.2012 года №№31, 201, (сообщения №№ 0000060 и 0000067 от 04.11.2012 года направлены с нарушением срока на 2 дня); товарная накладная от 10.12.2012 года № 48 (сообщение № 0000166 от 25.12.2012 года направлено с нарушением срока на 12 дней).
18.06.2013 года и.о. начальника Государственной инспекцией пробирного надзора по городу Москве и Московской области было возбуждено в отношении ООО «Арго» дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена по части 1 ст. 15.27 КоАП РФ, а также поручено проведение административного расследования в связи с проведением необходимых процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
В ходе административного расследования 01 июля 2013 года с целью установления направления ООО «Арго» сведений в Федеральную службу по финансовому мониторингу в Росфинмониторинг был направлен запрос.
09 июля 2013 года в Госинспекцию из Федеральной службы по финансовому мониторингу поступил ответ из которого следует, что ООО «Арго» представляет сведения, по операциям, подлежащим обязательному контролю, в Федеральную службу по финансовому мониторингу частично, только по операциям на основании товарных накладных (операции с имуществом), по операциям на основании платежных поручений (операции с денежными средствами) сообщения по форме 4-СПД не предоставлялись.
ООО «Арго» в период с 22 ноября 2012 года по 17 июля 2013 года не представило в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю по договору № 21/11-12 от 21.11.2012г., с ООО ломбард«Центр Кредит М» (ИНН 7705896660) платежное поручение № 180 от 22.11.2012г. на сумму 2.828.000 руб., платежное поручение № 305 от 25.12.2012г. на сумму 3.895.567,50 руб.; по договору № 26/11-12 от 26.11.2012г., с ООО ломбард«Донкредит» (ИНН 6163097487) платежное поручение № 188 от 27.11.2012г. на сумму 3.400.100,39 руб.; по договору № ДМ/124-2012 от 28.11.2012г., с ЗАО НПЦ «Спецювелирпром» (ИНН 7704218687) платежное поручение № 197 от 29.11.2012г. на сумму 1.500.000 руб., платежное поручение № 295 от 24.12.2012г. на сумму 425.011,50 руб.; по договору № 005-12 от 28.08.2012г., с ООО «АДМ» (ИНН 7725756206) платежное поручение № 221 от 04.12.2012г. на сумму 1.421.630,07 руб.; по договору № 010-12 от 26.11.2012г., с ЗАО «ломбард Меридиан» (ИНН 7709055235) платежное поручение № 195 от 28.11.2012г. на сумму 1.010.000 руб.; по договору № 5/АС от 20.11.2012г., с ООО «Супер» (ИНН 7717712036) платежное поручение № 176 от 20.11.2012г. на сумму 1.010.000 руб., платежное поручение № 187 от 26.11.2012г. на сумму 2.020.000 руб.; по договору № 19/12/Аg от 19.11.2012г.
Таким образом, по результатам проверки Госинспекцией выявлены совершенные ООО «Арго» операции, суммы которых превышают 600 000 руб. Данные операции подлежат обязательному контролю,  однако сведения о них в уполномоченный орган представлены не были.
Также, в нарушение пункта 32 «Требований к правилам внутреннего контроля разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или  иным имуществом (за исключением кредитных организаций)», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 г. № 667 ООО «Арго» не проводятся внутренние проверки выполнения в организации правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и  иных нормативных правовых актов.
В нарушение пункта 3 «Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. № 203 в перечень сотрудников, обязанных проходить подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не включено специальное должностное лицо ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля.
В нарушение пункта 10 «Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. № 203 однократное обучение в форме целевого инструктажа специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля Петровой СВ. ООО «Арго» было пройдено лишь 11.10.2012 г. после назначения на должность - специального должностного лица.
По факту выявленных нарушений 17.07.2013 г. Госинспекцией в отношении ООО «Арго» был составлен протокол об административном правонарушении.

Решение проверяющего органа

19.07.2013 г. и.о. начальника Государственной инспекцией пробирного надзора по городу Москве и Московской области по результатам рассмотрения административного дела было вынесено постановление, которым ООО «Арго» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27КоАП РФ с установлением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Решение арбитражного суда

Указанные нарушения в своей совокупности образуют состав административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи15.27КоАП РФ.
Постановление вынесено законно, обоснованно в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
Суд решил:

В удовлетворении заявления ООО «Арго» о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции пробирного надзора по г.Москве и Московской области ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ» о привлечении к административной ответственности на основании ч.2 ст.15.27КоАП РФ отказать.

Номер арбитражного дела  А40-103156/2013

 

Наименование проверенной  организации

3.   ООО «Династия»

(125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 16 стр. 1,

ОГРН: 1127746379496, ИНН: 7723837072)

Нарушения, выявленные в результате проверки

ООО «Династия» осуществляет оптовую торговлю ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней и комиссионную торговлю ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней. В Карте о постановке на специальный учет ООО «Династия» заявило следующие виды деятельности: оптовая торговля ювелирными изделиями (ОКВЭД: 51.47.34), розничная торговля часами (ОКВЭД: 52.48.21), розничная торговля прочими бывшими в употреблении товарами в магазинах (ОКВЭД: 52.50) Таким образом, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на предприятие распространяются требования и обязанности, установленные указанным законом по принятию мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При анализе представленных документов установлено, что ООО «Династия» совершило 4 операции с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежащие обязательному контролю:

22.08.2012 (договор комиссии от 22.08.2012 с Овсеевич Яном Леонидовичем, товарная накладная № 111 на сумму 13 300 000-00 рублей),

15.11.2012 (договор комиссии от 22.08.2012 с Овсеевич Яном Леонидовичем, товарная накладная № 112 на сумму 31 600 000 рублей),

04.12.2012 (договор комиссии от 04.12.2012 с ООО «Творческие мастерские», товарная накладная № 95 на сумму 1 150 000 рублей),

18.03.2013 (договор комиссии № 25 с ООО «Менора» ИНН 7716552245, товарная накладная № 93 на сумму 2 131 878-16 рублей и товарная накладная № 9 на сумму 718397-57 рублей).

Поскольку указанные операции подлежат обязательному контролю и сведения о них должны быть направлены в Росфинмониторинг, 24.06.2013 в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) направлен запрос о направлении ООО «Династия» сообщений по указанным операциям.

26.07.2013 в адрес Инспекции из Росфинмониторинга поступил ответ на запрос, из которого следует, что ООО «Династия» сведения об указанных операциях в Росфинмониторинг не направляло.

Правила внутреннего контроля ООО «Династия», утвержденные 19.04.2013 генеральным директором Смирновым Б.Н. не соответствуют Постановлению Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ», т.к. в них отсутствуют программы оценки степени (уровня) риска и проверки осуществления внутреннего контроля.

Решение проверяющего органа

Указанные нарушения в своей совокупности образуют состав административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

По факту выявленного нарушения 20.08.2013 г. ответчиком в отношении ООО «Династия» был составлен протокол об административном правонарушении.

30.08.2013 г. и.о. начальника Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области по результатам рассмотрения административного дела было вынесено постановление, которым ООО «Династия» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ с установлением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Решение арбитражного суда

Постановление вынесено законно, обоснованно в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ. Годичный срок привлечения к административной ответственности не истек, в соответствии с пунктом 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки привлечения к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В то же время, суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

Как следует из резолютивной части постановления от 30.08.2013 г., обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., в то время как минимальной санкцией по указанной статье является административный штраф 200 000 руб. Назначение наказания в виде штрафа в указанной сумме административным органом не мотивировано. При этом административным органом указано, что им учтено, что правонарушение совершено обществом впервые.

Поскольку доказательств в обоснование назначения наказания в указанной сумме при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суду не представлено, а также учитывая, что отсутствие смягчающих обстоятельств само по себе не может служить основанием для назначения более строгого наказания, суд считает возможным уменьшить сумму наложенного на ООО «Династия» штрафа до минимального размера санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, а именно - до 200 000 рублей, полагая, что данная мера ответственности сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Cуд решил:

Признать незаконным постановление Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области от 30.08.2013 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ общество с ограниченной ответственностью «Династия» в части назначения административного наказания, превышающего 200 000 руб. Снизить размер штрафа до 200 000 руб. (двести тысяч рублей).

Номер арбитражного дела  А40-146261/2013

 

Наименование проверенной  организации

4.   ООО «Серебряные штучки»

(344092, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, проспект Космонавтов, д. 2/2,

ОГРН: 1126193001110,  ИНН: 6161063436)

Нарушения, выявленные в результате проверки

Прокуратурой Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону совместно с Донской государственной инспекцией пробирного надзора проведена проверка исполнения ООО «Серебряный штучки» требований законодательства в сфере обращения, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
ООО «Серебряные штучки» состоит на специальном учете в Донской государственной инспекции пробирного надзора (свидетельство о постановке на специальный учет №0050006307 от 02.07.2012, действительное до 02.07.2017).
В нарушение требований действующего законодательства у общества до 17.02.2014 отсутствовали весоизмерительные приборы с действующей поверкой.
Проверкой установлено, что Правила внутреннего контроля ООО «Серебряные штучки» по осуществлению внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утверждены приказом генерального директора общества №01/14 от 09.01.2014.
Приказом генерального директора общества от 02.08.2012 №14/12 специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма назначен генеральный директор общества Любочко Н.В.
Приказом генерального директора общества от 27.03.2013 №03/13 специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, назначена коммерческий директор общества Кислова О.Е.
В ходе проверки установлено, что обществом совершались операции, подлежащие обязательному контролю, при этом предусмотренная действующим законодательством информация в Росфинмониторинг не направлялась.
Так, 09.11.2012 между ООО «Серебряные штучки» (поставщик) и ИП Кисловой Г.Е. (покупателем) заключен договор на поставку ювелирных изделий №04/12 сроком действия до 31.12.2013.
В соответствии с условиями данного договора общество в период с 23.05.2013 по 30.12.2013 от ИП Кисловой Г.Е. за продажу ей ювелирных изделий из драгоценных металлов получены денежные средства на общую сумму 616 000 руб., что подтверждается платежными поручениями №501136 от 23.05.2013, №938549 от 03.06.2013, №884086 от 02.07.2013, №295490 от 12.07.2013, №45989 от 25.09.2013, №55754 от 22.10.2013, №212550 от 27.12.2013, №608062 от 30.12.2013. Передача обществом и получение предпринимателем ювелирных изделий из драгоценных металлов на указанную сумму подтверждается товарными накладными.
Между тем, в нарушение требований действующего законодательства обществом не направлены в Росфинмониторинг предусмотренные законом сведения о вышеуказанных операциях, совершенных в рамках договора поставки ювелирных изделий №04/12 от 09.11.2012.
В ходе проверки также установлено, что 09.10.2012 между ООО «Серебряные Крылья» (поставщик) и ООО «Серебряные штучки» (покупатель) заключен договор на поставку ювелирных изделий №01/10/12.
В соответствии с условиями данного договора ООО «Серебряные штучки» в период с 23.05.2013 по 30.08.2013 перечислены денежные средства ООО «Серебряные Крылья» за поставку ювелирных изделий из драгоценных металлов на общую сумму 802 257 руб., что подтверждается платежными поручениями №63 от 23.05.2013, №74 от 03.06.2013, №104 от 12.07.2013, №120 от 21.08.2013, №121 от 30.08.2013. Передача ООО «Серебряные Крылья» и получение ООО «Серебряные штучки» ювелирных изделий из драгоценных металлов на указанную сумму подтверждены товарными накладными.
В период с 22.10.2013 по 27.12.2013 ООО «Серебряные штучки» перечислены денежные средства ООО «Серебряные Крылья» за поставку ювелирных изделий из драгоценных металлов на общую сумму 660 000 руб., что подтверждается платежными поручениями №152 от 22.10.2013, №161 от 06.11.2013, №175 от 02.12.2013, №181 от 18.12.2013, №182 от 27.12.2013. Передача ООО «Серебряные Крылья» и получение ООО «Серебряные штучки» ювелирных изделий из драгоценных металлов на указанную сумму подтверждены товарными накладными.
При этом общество, в нарушение п.4 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, 2 сообщения об указанных операциях, подлежащих обязательному контролю, в Росфинмониторинг не направлены. Всего по операциям, подлежащим обязательному контролю, за период с 23.05.2013 по 30.12.2013 обществом в Росфинмониторинг не направлены три сообщения.
Согласно п.4 ч.1 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Статьей 3 Федерального закона №115-ФЗ установлено, что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации в рамках одной сделки по купле-продаже (договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки) стороны совершают операции с денежными средствами и имуществом (передача товара единовременно либо партиями и оплата товара в рамках договора за каждую партию), и каждое совершаемое стороной действие в рамках сделки направлено на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат с одной стороны – передача товара (операции с имуществом), с другой стороны – платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает 600 000 рублей (далее – пороговое значение), либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В нарушение указанных требований общество не направило в адрес Росфинмониторинга сведения по трем операциям.

Решение проверяющего органа

Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения 28.03.2014 заместителем прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в отношении общества двух постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренных статьей19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 2 статьи15.27Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
24.04.2014 ВрИО начальника Донской государственной инспекции пробирного надзора вынес два постановления №431 и №432, которыми ООО «Серебряные штучки» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей и ч.2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решение арбитражного суда

Суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях ООО «Серебряные штучки» составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также частью 2 статьи15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд приходит к выводу, что совершенные обществом правонарушения, предусмотренные статьей19.14 КоАП РФ и частью 2 статьи15.27КоАП РФ, не могут быть квалифицированы как малозначительные.
Общество не представило доказательств того, что им были предприняты все зависящие от него меры по недопущению выявленных нарушений, кроме того, общество вину не признало.
При вынесении оспариваемых постановлений административный орган назначил обществу минимальные штрафы, предусмотренные санкциями ст. 19.14 КоАПРФ и ч.2 ст. 15.27КоАП РФ в виде административных штрафов в размере 30 000 рублей и 200 000 рублей (соответственно).
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления о привлечении общества к административной ответственности по статье 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях №431 от 24.04.2014 в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, а также по части 2 статьи15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях №432 от 24.04.2014 в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. являются законными и оснований для их отмены не имеется.

Суд решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Серебряные штучки» о признании незаконными и отмене постановлений от 24.04.2014 №431 и №432 Донской государственной инспекции пробирного надзора отказать.

Номер арбитражного дела  А53-9932/14

 

5.   ООО «Ювелирный завод РОСТ»

(157940, Костромская область, Красносельский район, пгт. Красное-на-Волге, пос. Птицефабрика, д. 1 А,

 ОГРН: 1094437000822, ИНН: 4415006705)                                              

Нарушения, выявленные в результате проверки

ООО «ЮЗ «РОСТ» осуществляет деятельность, связанную с оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них и состоит на специальном учете в Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора.
В ходе проведенной проверки в период с 08.10.2013 по 18.10.2013  выявлены факты, свидетельствующие о нарушении Обществом  требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, зафиксированные в справке от 18.10.2013, которая была направлена начальнику Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора 13.11.2013 г.

На основании материалов проверки был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ювелирный завод РОСТ». Данным протоколом зафиксированы допущенные в процессе осуществляемой Обществом деятельности нарушения требований действующего законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно:
Правила внутреннего контроля в ООО «ЮЗ «РОСТ» разработаны на основании утративших силу Постановления Правительства РФ «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» от 08.01.2003 г. № 6 и Распоряжения Правительства РФ от 10.06.2010 г. № 967-р.
В нарушение требований пп. 1, 2 п. 1.1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ в Обществе не проводится идентификация представителей клиентов и бенефициарных владельцев, анкета составляется только на юридическое лицо.
В разделе «Порядок приостановления операций (сделок) …» указано, что Общество представляет в Росфинмониторинг информацию о приостановленных операциях не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем приостановления операции, что не соответствует требованиям п. 10 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ;
В Правилах внутреннего контроля не прописан порядок принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного  имущества клиента, предусмотренного пп. 6 п.1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ;
В нарушение пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 г. № 715, п. 10 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 г.  № 203 до вступления в должность специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления не пройдено обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме целевого инструктажа.
В нарушение порядка, установленного собственными правилами внутреннего контроля, в проверяемом периоде с 01.07.2013 г. по 08.10.2013 г. ООО «ЮЗ «РОСТ» неоднократно приобретало драгоценный металл в виде полосы 999,9 пробы, однако при направлении сообщений о данных сделках не характеризовало их как необычные. Во внутренних сообщениях Обществом не указывается, к какой категории относится операция, о которой составлено сообщение (сделка, подлежащая обязательному контролю, либо необычная операция), содержание операции, а также отсутствует описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция квалифицируется как необычная, что не соответствует требованиям, предусмотренным Приказом Росфинмониторинга № 213 от 11.08.2010;
Обществом не проводилось выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на территории) указанного государства, что является нарушением п. 2.1 Приказа Росфинмониторинга № 59 от 17.02.201.
В нарушение требований п. 32 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 г. № 667 письменных отчетов по результатам проверок выполнения в ООО «ЮЗ «РОСТ» правил внутреннего контроля руководителю Общества не предоставлялось.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и предоставлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами. Данные требования Обществом нарушены, так:
- в рамках договора поставки № 47/ДМ/13 от 14.06.2013 г., заключенного с ООО «Голд Дрим», 21.06.2013 г. в ООО «ЮЗ «РОСТ» поступил полуфабрикат золота 999,9 пробы на сумму 1080157 руб. 60 коп. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 26.06.2013 г., однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД № 0000029 было направлено в уполномоченный орган лишь 08.07.2013 г., то есть на 11 рабочий день со дня совершения операции;
- в рамках договора поставки № 03/04/2013 – ЮИЗБ от 03.04.2013 г., заключенного с ООО «Ювелир», 24.06.2013 г. в ООО «ЮЗ «РОСТ» отгрузило ювелирные изделия из драгоценных металлов на общую сумму 2241014 руб. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 27.06.2013 г., однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД № 0000031 было направлено в уполномоченный орган лишь 08.07.2013 г., то есть на 10 рабочий день со дня совершения операции;
- в рамках договора поставки № 03/04/2013 – ЮИЗБ от 03.04.2013 г., заключенного с ООО «Ювелир», 25.06.2013 г. ООО «ЮЗ «РОСТ» отгрузило ювелирные изделия из драгоценных металлов на общую сумму 1743589 руб. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 28.06.2013 г., однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД № 0000032 было направлено в уполномоченный орган лишь 08.07.2013 г., то есть на 9 рабочий день со дня совершения операции;
- в рамках договора поставки № 07/06/2013 – ЮИЗБ от 07.06.2013 г., заключенного с ООО «Ювелирный дом «Кристалл», последним 21.06.2013 г. ООО «ЮЗ «РОСТ», в качестве оплаты за ювелирные изделия из драгоценных металлов, перечислены денежные средства в сумме 979323 руб. 96 коп. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 26.06.2013 г., однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД № 0000033 было направлено в уполномоченный орган лишь 08.07.2013 г., то есть на 11 рабочий день со дня совершения операции;
- в рамках договора поставки № 07/06/2013 – ЮИЗБ от 07.06.2013 г., заключенного с ООО «Ювелирный дом «Кристалл», 07.06.2013 г. ООО «ЮЗ «РОСТ» отгрузило ювелирные изделия из драгоценных металлов на общую сумму 979323 руб. 96 коп. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 13.06.2013 г., однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД № 0000034 было направлено в уполномоченный орган лишь 09.07.2013 г., то есть на 21 рабочий день со дня совершения операции;
- в рамках договора поставки № 47/ДМ/13 от 14.06.2013 г., заключенного с ООО «Голд Дрим», 04.07.2013 г. в ООО «ЮЗ «РОСТ» поступил полуфабрикат золота 999,9 пробы на сумму 1429857 руб. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 09.07.2013 г., однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД № 0000036 было направлено в уполномоченный орган лишь 11.07.2013 г., то есть на 5 рабочий день со дня совершения операции;
- в рамках договора поставки № 26/2012 П-С от 26.04.2012г., заключенного с ООО «ЛУКАС-ЗОЛОТО», ООО «ЮЗ «РОСТ» отгружало ювелирные изделия из драгоценного металла (серебра). Пороговое значение в 600000 руб. было превышено 17.07.2013 г. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 22.07.2013 г., однако, сообщение на сумму 621154 руб. 40 коп по форме 4-СПД № 0000039 было направлено в уполномоченный орган лишь 05.08.2013 г., то есть на 13 рабочий день со дня совершения операции;
- в рамках договора поставки № 47/ДМ/13 от 14.06.2013 г., заключенного с ООО «Голд Дрим», 10.07.2013 г. в ООО «ЮЗ «РОСТ» поступил полуфабрикат золота 999,9 пробы на сумму 2859714 руб. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 16.07.2013 г., однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД № 0000043 было направлено в уполномоченный орган лишь 30.08.2013 г., то есть на 38 рабочий день со дня совершения операции;
- в рамках договора поставки № 01/03/2013 от 01.03.2013 г., заключенного с ООО «Виктория», 13.03.2013 г. в ООО «ЮЗ «РОСТ» поступил литьевой полуфабрикат золота 585 пробы на сумму 896350 руб. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 18.03.2013 г., однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД № 0000045 было направлено в уполномоченный орган лишь 12.09.2013 г., то есть на 125 рабочий день со дня совершения операции;
- в рамках договора поставки № 01/03/2013 от 01.03.2013 г., заключенного с ООО «Виктория», 18.03.2013 г. в ООО «ЮЗ «РОСТ» поступил литьевой полуфабрикат золота 585 пробы на сумму 1300000 руб. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 21.03.2013 г., однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД № 0000046 было направлено в уполномоченный орган лишь 12.09.2013 г., то есть на 122 рабочий день со дня совершения операции;

- в рамках договора поставки № 01/03/2013 от 01.03.2013 г., заключенного с ООО «Виктория», 07.06.2013 г. ООО «ЮЗ «РОСТ» произвело оплату за полуфабрикат из золота на сумму 1547000 руб. Сообщение о совершенной сделке, подлежащей обязательному контролю, должно было быть направлено в Росфинмониторинг не позднее 13.06.2013 г., однако сообщение о данной сделке по форме 4-СПД № 00000475 было направлено в уполномоченный орган лишь 12.09.2013 г., то есть на 68 рабочий день со дня совершения операции.

Решение проверяющего органа

На основании материалов проверки заместителем начальника Верхне-Волжской государственной инспекции пробирногонадзора 19.11.2013  в присутствии представителя Общества был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ювелирный завод РОСТ».

Решение арбитражного суда

Объективной стороной правонарушения по статье15.27КоАП РФ является неисполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по исполнению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в материалы дела не представлено.
  О вине заявителя в допущенном нарушении свидетельствует то, что Общество, осуществляя деятельность, указанную в Законе N 115-ФЗ, имело возможность обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции.
Следовательно, наличие в действиях ООО «ЮЗ «РОСТ» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи15.27 КоАП РФ, является доказанным.
При указанных обстоятельствах обжалуемое Обществом постановление от 13.01.2014 № 001-13/79 является законным и  отмене не подлежит.
Суд решил: В удовлетворении заявленных требований отказать.

Номер арбитражного дела  А31-993/2014