Наименование проверенной организации
1. ООО «Автоломбард34.рф»
(400011, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Антрацитная, д. 2
ОГРН:1133443014154, ИНН:3460007900)
Нарушения, выявленные в результате проверки
Учитывая, что общество является ломбардом, на основании ст. 5 Закона № 115-ФЗ на него распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
В соответствии со ст. 5 Закона № 115-ФЗ общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии со ст. 3 Закона № 115-ФЗ под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Согласно абз. 2 п. 9 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Как установлено в ходе проверки, требования, предусмотренные п. 2, абз. 2 п. 9 ст. 7 Закона № 115-ФЗ обществом не исполнены, что свидетельствует о наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ.
Решение проверяющего органа
По результатам проверки соблюдения ООО «Автоломбард34.рф» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, МРУ Росфинмониторинга по ЮФО вынесло постановление № 23-13/176 от 20.11.2013 г. о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Решение арбитражного суда
Судом учтено, что нормы Закона № 115-ФЗ не ставят обязанность по исполнению предусмотренных им требований в зависимость от даты регистрации либо сроков начала осуществления деятельности.
Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о правомерности примененной административным органом санкции ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ, суд принимал во внимание следующее.
Согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 постановления Пленума от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает право административного органа на применение санкции в отношении должностных лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа.
Как следует из оспариваемого постановления, административным органом при его вынесении не установлены отягчающие вину обстоятельства (ст. 4.3 КоАП РФ), что обосновывало бы применение административным органом меры наказания, предусмотренной ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа.
При этом административный орган указал на наличие смягчающего обстоятельства в виде раскаяния привлекаемого лица.
С учетом изложенного, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление и назначить наказание в виде предупреждения.
На основании вышеизложенного арбитражный суд решил:
Признать незаконным постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу № 23-13/176 от 20.11.2013 г. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Автоломбард34.рф» к административной ответственности по ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей и изменить его на предупреждение.
Номер арбитражного дела А12- 32129/2013
Наименование проверенной организации
2. ООО «Ломбард Восточный»
(344029, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, проспект Мира, д. 8
ОГРН: 1096193001145, ИНН: 6166070074)
Нарушения, выявленные в результате проверки
Основным видом деятельности ООО «Ломбард Восточный » является предоставление краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, что подтверждается копией устава, выпиской из ЕГРЮЛ.
На основании приказа руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу (далее – управление, административный орган) от 26.08.2013 в отношении общества «Ломбард Восточный» была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма за период с 01.01.2012 по 26.08.2013, с установлением срока проверки с 26.08.2013 по 24.09. 2013.
В ходе проведения проверочных мероприятий, уполномоченными на проведение проверки лицами выявлено, что форма залоговых билетов, используемая Обществом, не позволяет идентифицировать клиентов ломбарда в полном объеме.
Идентификация клиентов в обществе, согласно пояснениям директора, проводится путем фиксации данных о клиенте в залоговом билете.
Кроме этого было установлено, что по договору беспроцентного займа б/н от 01.01.2012, заключенному между ломбардом и Артюшенко Г.Г. на общую сумму 3 499 800 рублей были проведены операции:
- 14.03.2012 выданы денежные средства на сумму 620 000 рублей. Срок предоставления сведений - не позднее 19.03.2012, обществом требуемые сведения направлены в уполномоченный орган 05.09.13.
- 05.05.2012 выдано 644 500 рублей. Срок предоставления сведений - не позднее 12.05.12г., сведения направлены 05.09.2013;
- 05.07.2012 выдано 607 000 рублей. Срок подачи сведений - не позднее 10.07.2012., сведения направлены 05.09.2013;
- 03.09.2012 выдано 602 000 рублей. Срок подачи сведений - не позднее 06.09.2012, сведения направлены 05.09. 2013;
- 12.11. 2012 выдано 601 100 рублей. Срок подачи – не позднее 15.11.2012г., сведения направлены 05.09.2013.
По договору беспроцентного займа б/н от 01.01.2013, заключенного между обществом и Артюшенко Г.Г. на общую сумму 2 200 000 рублей были совершены операции:
- 19.03. 2013 выдано 604 500 рублей. Срок предоставления сведений не позднее 22.03.2013;
- 06.06.2013 выдано 604 500 рублей. Срок предоставления сведений не позднее 11.06. 2013.
Сведения по данным сделкам были предоставлены в уполномоченный орган 05.09.2013.
Допущенные нарушение явились следствием неисполнения Обществом правил внутреннего контроля организации.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки № 72 от 06.09.2013, копия акта вручена директору 06.09.2013.
Решение проверяющего органа
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управлением в присутствии законного представителя юридического лица составлен протокол об административном правонарушении № 23-13/145 от 06.09.2013.
Постановлением управления от 13.09.2013 № 23-13/145 (т.1 л.д. 8-16) ООО «ЛомбардВосточный» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей. При рассмотрении материалов административного производства присутствовал законный представитель общества.
Решение арбитражного суда
ООО «Ломбард Восточный» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу (далее – управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности № 23-13/145 от 13.09.2013 по части 1 статьи15.27 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Арбитражный суд Ростовской области Решением от 19 ноября 2013 г. отменил постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу о привлечении к административной ответственности ООО «Ломбард Восточный» мотивируя свое Решение тем, что представленные суду доказательства, приводят к выводу о том, что Управлением, действиям общества дана неверная правовая квалификация, правонарушение, совершенное ломбардом следовало квалифицировать по части 2 статьи 15.27 Кодекса.
Срок привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса установлен в один год.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО от 13.09.2013 №23-13/145 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Восточный» к административной ответственности по части 1 стати 15.27 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, ссылаясь на правильную квалификацию вмененного обществу правонарушения.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.11.2013 по делу № А53-21133/2013, принятое судьей Чернышевой И.В. в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛомбардВосточный» к заинтересованному лицу - Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд установил:
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается и не отрицается обществом тот факт, что сведения по сделкам, отраженным в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, были предоставлены в уполномоченный орган с нарушением срока.
Таким образом, вмененное обществу правонарушение охватывается диспозицией части 1 статьи15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина общества выражается в нарушении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем. Имея возможность для соблюдения установленных требований, общество не приняло необходимых мер по их соблюдению. Доказательства невозможности принятия всех исчерпывающих мер для своевременного исполнения своей обязанности.
При таких обстоятельствах административный орган пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усмотрел в действиях общества малозначительности рассматриваемого правонарушения, доказательств исключительности правонарушения в деле не имеется.
Штраф назначен в пределах минимальной санкции части 1 статьи15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.11.2013 по делу № А53-21133/2013 отменить. В удовлетворении заявления отказать.
Номер арбитражного дела А53-21133/2013
Наименование проверенной организации
3. ООО «Ломбард Даурия»
(347360, Ростовская обл., г. Волгодонск, ул. Ленина, д. 50
ОГРН: 1026101930040, ИНН: 6143036849)
Нарушения, выявленные в результате проверки
На момент проведения проверки ООО «Ломбард Даурия» использовало в работе редакцию правил внутреннего контроля от 03.01.2013.
Вместе с тем, указанные правила внутреннего контроля на момент проведения проверочных мероприятий не соответствовали требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Проведенной проверкой установлено, что в правилах внутреннего контроля Общества отсутствует порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, супругов и близких родственников иностранных публичных должностных лиц.
Кроме того, в правилах внутреннего контроля Общества отсутствует программа по приостановлению операций (сделок), предусматривающая сроки и порядок принятия организацией мер, направленных на приостановление операций (сделок) клиента в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенного на основании статьи 8 Федерального закона №115-ФЗ и программа выявления операций, предусматривающая изучение организацией оснований и целей совершения всех выявляемых необычных операций (сделок), а также фиксирование полученных результатов в письменной форме.
Учитывая, что правила внутреннего контроля направлены на создание условий для надлежащего исполнения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» правила должны приводиться в соответствие с изменениями законодательства и неукоснительно соблюдаться организациями. Правила внутреннего контроля Общества не приводились в соответствие с изменениями законодательства, что свидетельствует о нарушении законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля.
В соответствии с п. 3. ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 статьи 7 программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона, основаниями документального фиксирования информации являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В ходе проверки установлены операции, подпадающие под критерии и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, регламентированные Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок», а именно:
- предоставление или получение займа, процентная ставка по которому более чем в два раза ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом.
ООО «Ломбард Даурия» неоднократно осуществляло сделки, подпадающие под указанные критерии и признаки, а именно:
Договор беспроцентного займа между юридическими лицами (ООО «Ломбард Даурия» - заимодавец, и ООО «Даурия» - заемщик) №1/12 от 22.02.2012 на сумму 500 000руб.
Договор беспроцентного займа между юридическими лицами (ООО «Ломбард Даурия» - заимодавец, и ООО «Даурия» - заемщик) №2/12 от 24.02.2012 на сумму 500 000руб.
Договор беспроцентного займа между юридическими лицами (ООО «Ломбард Даурия» - заимодавец, и ООО «Даурия» - заемщик) №3/12 от 06.06.2012 на сумму 500 000руб.
Договор беспроцентного займа между юридическими лицами (ООО «Ломбард Даурия» - заимодавец, и ООО «Даурия» - заемщик) №4/12 от 25.09.2012 на сумму 500 000руб.
Договор беспроцентного займа между юридическими лицами (ООО «Ломбард Даурия» - заимодавец, и ООО «Даурия» - заемщик) №5/12 от 26.09.2012 на сумму 500 000руб.
Договор беспроцентного займа между юридическими лицами (ООО «Ломбард Даурия» - заимодавец, и ООО «Даурия» - заемщик) №6/12 от 05.10.2012 на сумму 500 000руб.
Информация об указанных сделках в Обществе не выявлена, в сообщении не зафиксирована и не направлена в Росфинмониторинг, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в Обществе, повлекшее не предоставление сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Кроме того, проверкой установлен ряд операций, совершенных Обществом, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных п.п. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ - скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
При этом из содержания вышеуказанной статьи следует, что предусмотренный в ней режим контроля в равной мере распространяется на операции как с денежными средствами, так и с иным имуществом.
Статьей 3 Закона установлено, что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ в рамках одной сделки по купле-продаже (договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки) стороны совершают операции с денежными средствами и имуществом (передача товара единовременно либо партиями и оплата товара в рамках договора за каждую партию), и каждое совершаемое стороной действие в рамках сделки направлено на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских нрав и обязанностей.
Таким образом, контролю подлежат с одной стороны - передача товара (операции с имуществом), с другой стороны - платежи за товар (операции с денежными средствами.
Поскольку приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 относит к критериям и признакам необычных сделок неоднократное совершение операции или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом, то, в ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что Общество осуществляло операции подпадающие под вышеописанные признаки и критерии:
1. Протоколы торгов и накладные №№ 126, 127, 133, 134, 135, 197, 199, 200, 202, 198, 199, 200, 326, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 388, 389, 391, 393, 394. 395, 397, 400 от 27.01.2012 на общую сумму 473 159 руб. (лицо выигравшее торги - ООО «Родонит» ).
1.1 Протоколы торгов №№ 339, 340, 341, 343, 344, 346 от 28.01.2012 на общую сумму 131 944 руб. (лицо выигравшее торги - ООО «Родонит»).
Общая сумма по описанным выше операциям, совершенным в период с 27.01.12 по 28.01.12, составляет 605 103 руб.
2. Счет № 3 от 27.01.12 на сумму 473 159 руб. (плательщик и грузополучатель - ООО «Родонит»), платежное поручение № 948 от 31.01.12 на сумму 473 159 руб.
2.1 Счет № 4 от 28.01.12 на сумму 131944 руб. (плательщик и грузополучатель - ООО «Родонит»), платежное поручение № 49 от 31.01.12 на сумму 131 944 руб.
Общая сумма по описанным выше операциям, совершенным 31.01.12, составляет 605 103 руб.
(и т.д., подробнее в материалах арбитражного дела). Общая сумма по описанным операциям, в период с 28.04.12 по 02.05.2012, составляет 1 030 850руб.
Информация об указанных сделках в Обществе не выявлена, в сообщении не зафиксирована и не направлена в Росфинмониторинг, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в Обществе, повлекшее не предоставление сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Решение проверяющего органа
В ходе проведения проверки установлен факт неисполнения ООО «Ломбард Даурия» законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в связи с чем 31.05.2013 ведущим специалистом-экспертом Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу Костюченко А.В. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, 13.06.2013 врио заместителя руководителя Управления вынес постановление № 23-13/72, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решение арбитражного суда
Арбитражный суд Ростовской области решил:
В удовлетворении заявленных ООО «Ломбард Даурия» требований отказать.
Номер арбитражного дела А53-14881/2013
Наименование проверенной организации
4. ООО «Ломбардная компания «МАЛАХИТ», г. Сочи
(354000, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Советская, д. 40
ОГРН: 1082366005259, ИНН: 2320169930)
Нарушения, выявленные в результате проверки
В соответствии с приказом МРУ Росфинмониторинга по ЮФО № 95н от 04.12.2012 г. была проведена проверка исполнения ООО «Ломбардная компания «МАЛАХИТ» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма за период с 01.01.2011 г. по 07.12.2012 г.
В соответствии с пунктом 2 статьи7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом N 115-ФЗ; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно пункту 3 статьи7 Закона N 115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 статьи 7 правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Закона N 115-ФЗ.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя и установить следующие сведения:
в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно пояснений директора, идентификация клиентов в Обществе проводится путем фиксирования требуемых идентификационных данных клиентов в залоговые билеты.
Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011г. № 59 утверждено Положение (далее - положение) о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
В соответствии с п. 2.1 указанного положения, идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:
- установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;
- проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;
- определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу (проводится в отношении физических лиц.)
Согласно п. 2.1 указанного положения, результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.
Как следует из материалов дела, последняя редакция правил внутреннего контроля ООО «Ломбарднаякомпания «Малахит» разработана и утверждена руководителем общества 30.07.2012.
Доводы заявителя об использовании анкет при идентификации в качестве рекомендательного способа, со ссылкой на возможность применения в правилах внутреннего контроля иного способа фиксации сведений, признаются основанными на неверном толковании действующего законодательства.
Пункт 3.12 Правил внутреннего контроля ООО «Ломбардная компания «МАЛАХИТ» предусматривает ведение анкет клиентов, их представителей и выгодоприобретателей в целях идентификации и изучения клиентов.
Никаких изъятий в данном пункте не предусмотрено. Таким образом, фиксирование данных о клиенте в залоговых билетах нарушает правила внутреннего контроля, утвержденные директором.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012г. № 667 Программа идентификации включает следующие процедуры осуществления мероприятий по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя:
в) определение принадлежности клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя к числу иностранных публичных должностных лиц;
г) выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
Во исполнение указанных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Правилах внутреннего контроля ООО «Ломбардная компания «МАЛАХИТ» предусмотрены соответствующие графы в Анкетах клиентов Общества, однако, как отмечено в акте проверки и протоколе об административном правонарушении №23-12/339, фиксирование данных о клиенте в залоговых билетах нарушает правила внутреннего контроля, утвержденные директором.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, Общество суду не представило.
Далее Общество указывает, что сделки физических лиц - клиентов, перечисленных постановлении № 23-12/339 09.01.2013г., были выявлены специальным должностным лицом Общества по признаку «неоднократное получение ссуды под залог ювелирных изделий без последующего выкупа», в то время как документальное фиксирование необходимой информации по данным сделкам было осуществлено: во-первых, в залоговых билетах, оформленных с данными клиентами, во-вторых, во внутренних сообщениях, представленных должностным лицом на рассмотрение руководителю Общества для принятия им окончательного решения.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, руководителем Общества были приняты решения о непризнании сделок клиентов, перечисленных в постановлении № 23-12/339 09.01.2013г., осуществляемыми в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а сведений об операциях, не подлежащими предоставлению в Росфинмониторинг, что было указано в п. 12 внутренних сообщений, составленных и предоставленных специальным должностным лицом руководителю Общества.
В соответствии с пояснениями директора ООО «Ломбарднаякомпания «МАЛАХИТ» от 13.12.2012 г., операции с денежными средствами или иным имуществом, подпадающие под критерии и признаки необычных сделок, не выявлялись, сведения по таким сделкам в Росфинмониторинг не направлялись.
На основании указанного пояснения директора Общества, внутренние сообщения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, не запрашивались, ввиду отсутствия таких документов.
Однако, факт фиксации подозрительного характера сделок указывает на необходимость оформления анкеты. Кроме того, впоследствии директором были направлены сообщения о подозрительном характере сделок в уполномоченный орган.
С учетом изложенного, суд считает обоснованным довод контролирующего органа, о том что в нарушение п. 2.5 требований к идентификации клиентов, анкетирование в обществе, должным образом, не осуществляется, поскольку форма залоговых билетов, выдаваемых Обществом своим клиентам не предполагает надлежащую организацию и осуществление внутреннего контроля в Обществе в соответствии с действующим законодательством, т.к. не позволяет идентифицировать клиента в объеме, установленным действующим законодательством в нарушение ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Несоблюдение всей процедуры документального фиксирования информации в программе привело к непредставлению в управление сообщений по подозрительным операциям. Непредставление указанной информации в уполномоченный орган свидетельствует об отсутствии в обществе организованной системы внутреннего контроля.
Решение проверяющего органа
По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма № 95 от 25.12.12г., в котором сделаны выводы о нарушении обществом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно:
- нарушение п.2.1. и 2.5 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 г. № 59;
- не выявление, не фиксирование информации, не предоставление сведений в Росфинмониторинг по сделкам 863 физических лиц - клиентов общества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 25.12.2012 № 23-12/339, на основании которого 09.01.2013 контролирующим органом вынесено постановление о назначении административного наказания № 23-12/339.
Указанным постановлением организация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решение арбитражного суда
Управлением при вынесении оспариваемого постановления заявителю назначено более строгое наказание из предусмотренных санкцией части 2 статьи15.27КоАП РФ для юридических лиц (наложен административный штраф в размере 300 000 рублей при минимально возможном размере по нижнему пределу санкции в 200 000 рублей).
Применение Управлением в данном конкретном случае в качестве меры ответственности административного штрафа в сумме 300 000 руб. противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.
Суд считает необходимым, признать незаконными и отменить постановление МРУ Росфинмониторинга по ЮФО от 09.01.2013 № 23-12/339 в части назначения наказания по ч.2 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере, превышающем 200 000 рублей. В остальной части постановление следует оставить без изменения.
Номер арбитражного дела А32-2464/2013