Антиотмывочные стандарты для НПФ существенно смягчат

Опубликовано 16 Октябрь 2014
Печать

На сайте газеты «Известия» 15.10.2014 размещена информация о подготовке проекта поправок в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» уточняющие правила борьбы с отмыванием денег в Негосударственных пенсионных фондах (далее НПФ) - субъекте исполнения данного закона.

 

Ознакомиться  с содержанием данной информации можно ниже.

Негосударственным пенсионным фондам пропишут правила борьбы с отмыванием денег. В частности, предполагается упрощенная форма идентификации клиентов НПФ, но за несвоевременное предоставление данных о себе на клиентов наложат ограничения. Причем те граждане, которые лишь передали в НПФ свою накопительную часть, будут вовсе выведены из-под действия антиотмывочного закона. Такой проект поправок в этот закон в конце сентября был одобрен экспертным советом по НПФ и инвестированию средств пенсионных накоплений при комитете Госдумы по финансовому рынку. Подготовила документ Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ).

Нормы антиотмывочного закона (115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») были распространены на негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в июне 2013 года в связи с переходом фондов под контроль Центрального банка. Теперь НПФ обязаны проводить идентификацию своих клиентов — при приеме на обслуживание устанавливать ряд сведений о них (ФИО, дата рождения, паспортные данные, адрес места жительства и проч.). Более того, закон требует ежегодно обновлять эти данные. Такая же обязанность сейчас возложена на банки, страховые и лизинговые компании, микрофинансовые организации, потребительские кооперативы, ломбарды, букмекерские конторы и др. Но НПФ возмутились, ведь закон был написан изначально под банки и не учитывает специфики их работы.

Как отмечено в пояснительной записке к новому законопроекту, сведения об участниках государственной пенсионной системы и так содержатся в базах Пенсионного фонда России (ПФР). Поэтому законопроект предусматривает, что банковские антиотмывочные стандарты распространятся только на добровольные пенсионные программы, причем в упрощенной форме — она предполагает сбор меньшего количества сведений о клиенте и даже подачу их электронным способом.

Так, при упрощенной идентификации устанавливается лишь ФИО клиента, а также серия и номер документа, удостоверяющего его личность. Эти сведения гражданин может предоставить лично или в электронном виде — но в таком случае уже требуется пакет данных: номер паспорта, мобильного телефона, а также один из следующих номеров — СНИЛС, ИНН или полиса ОМС. НПФ в таком случае запросит сведения у Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда России или Фонда обязательного медицинского страхования. Сейчас упрощенная идентификация гражданина возможна лишь при предоставлении им электронного средства платежа — то есть при выдаче банковской карты или регистрации электронного кошелька, а также при осуществлении денежных переводов без открытия счета.

Наконец, поправками предлагается возложить на самих клиентов НПФ обязанность предоставлять фондам свои актуальные данные на ежегодной основе. Если гражданин не предоставит их или нарушит сроки, в отношении его в соответствии с законопроектом могут быть введены ограничения. Варианты ограничений, однако, еще не проработаны.

Гендиректор НПФ «Благосостояние ОПС» Иван Волков указал на существующую сейчас весьма низкую эффективность получения НПФ идентификационных данных от клиентов.

— Именно этой проблемой и обусловлено включение в текст законопроекта нормы о праве НПФ вводить ограничения в отношении клиентов, не предоставляющих идентификационные данные. Что касается конкретного перечня ограничительных мер, то это предмет дальнейшего обсуждения, — говорит Волков.

Как предположили участники рынка, речь может идти о введении в отношении лиц, не предоставивших своевременно необходимые сведения о себе НПФ, ограничения на проведение операций, например, об изменении правопреемника, который в случае смерти застрахованного лица сможет получить его пенсионные деньги. Представители ряда НПФ, опрошенные «Известиями», указали, что в то же время проведение идентификации участников государственной пенсионной системы нецелесообразно.

— ПФР — это первая инстанция, в которую попадают страховые взносы от работодателей, ровно как и персональная информация о тех, за кого эти взносы перечислены. А НПФ, в свою очередь, получают информацию от Пенсионного фонда России, — отметил один из собеседников «Известий». — Нежелание ПФР брать на себя ответственность за ведение и предоставление полных персональных данных застрахованных лиц, возможно, означает определенные проблемы с персонифицированным учетом и сбои в системе базы данных.

Кроме того, добавляет другой собеседник, «очень важно понимать, что средства, приходящие в НПФ из ПФР, уже «очищены» и не могут быть применены в финансировании терроризма и других противозаконных действиях».

Замгендиректора консалтинговой фирмы «Нексиа Пачоли» Юлия Емельянова отметила, что антиотмывочный закон разрабатывался для банков и применить его сейчас в деятельности НПФ в полном объеме нельзя. Эксперт пояснила, что фонды, привлекающие клиентов через агентов, уже не смогут получить дополнительные сведения о клиентах, так как технология продаж через агентов вообще не предусматривала идентификацию клиентов.

— Сложности также возникают при исполнении требования о ежегодной актуализации информации о клиентах. Если работа кредитной организации предполагает появление клиента в офисе банка, то НПФ своих клиентов в основном не видят, не имеют разветвленной сети центров обслуживания. Остается только направление запросов по почте, что связано с существенными материальными затратами при сомнительном эффекте, — говорит Емельянова.

В связи с этим, считает руководитель направления по финансовому рынку центра «Общественная дума» Дмитрий Липатов, в отношении клиентов, которые не предоставили необходимые сведения о себе в НПФ, можно даже рассмотреть вопрос о введении штрафных санкций. Ведь такая рассылка запросов (или обзвон клиентов), говорит эксперт, и без того будет связана с дополнительными издержками — учитывая, что у НПФ более 20 млн клиентов, то эта сумма может достигнуть нескольких десятков миллионов рублей и даже превысить сотню миллионов рублей.

За неоднократное нарушение норм антиотмывочного закона НПФ грозит отзыв лицензии. По словам источников «Известий», именно с нарушением данного закона связано большинство претензий Центробанка к НПФ в ходе проведения их аудита с целью включения в систему гарантирования прав застрахованных лиц.

В то же время эксперты сходятся во мнении, что отмывание денег через НПФ практически невозможно. Разве что, по их словам, самые прозорливые клиенты могут направлять деньги в НПФ, полученные незаконными способами, а затем в будущем через много лет получить их в виде накопительной части пенсии. Регулярное же отмывание средств, уверены эксперты, через НПФ невозможно.

http://izvestia.ru/news/578019