Банк России дал разъяснения по применению Закона №115-ФЗ сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами (СКПК)

Опубликовано 17 Июнь 2014
Печать

В связи с вопросами, поступившими от Российской саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (РСО «Агроконтроль») Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России с учетом мнения Росфинмониторинга дал разъяснения по вопросам применения СКПК норм Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Предлагаем ознакомиться с вопросами и ответами сторон.

 

Вопросы от РСО «Агроконтроль»:

1. По применению пп. 1) п. 1 ст. 6 Закона: относится ли к операциям, подлежащим обязательному контролю, предоставление члену СПКК (юридическому или физическому лицу) процентного займа на сумму, равную или превышающую 600 тысяч рублей, в наличной форме, возврат такого займа? Относится ли к операциям, подлежащим обязательному контролю, получение от члена (ассоциированного члена) СПКК (юридического или физического лица) процентного займа на сумму, равную или превышающую 600 тысяч рублей, в наличной форме, возврат такого займа?

2. По применению пп. 3) п. 1 ст. 6 Закона: относится ли к операциям, подлежащим обязательному контролю, предоставление процентного займа на сумму, равную или превышающую 600 тысяч рублей, члену СПКК (юридическому лицу), период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации?

3. По применению п. 1.2. ст. 6 Закона: относится ли к операциям, подлежащим обязательному контролю, получение СПКК процентного займа на сумму, равную или превышающую 200 тысяч рублей, от международной или иностранной организации?

 

 

Ответ от Банка России

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
Департамент финансового мониторинга
и валютного контроля

от 16.05.2014 № 12-1-5/1005

«О применении Федерального закона №115-ФЗ»

 

Уважаемый Андрей Валерьевич!

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел Ваше обращение от 14.03.2014 № 14, поступившее в Банк России из Росфинмониторинга (письмо от 13.03.2014 № 07-03-05/5281), и, с учетом мнения Росфинмониторинга, сообщает следующее.

По первому вопросу.
Статья 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон) предусматривает перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.
Как следует из абзаца 8 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона, одним из условий отнесения к операциям, подлежащим обязательному контролю, операций по предоставлению или получению займов является их безвозмездность.
Вместе с тем, из содержания вопроса 1 Вашего обращения следует, что речь идет о предоставлении и получении процентных займов. Таким образом, руководствуясь положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона полагаем, что операции по предоставлению и получению процентных займов не относятся к категории операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом.

По второму вопросу.
В соответствии с абзацем пятым подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона операция по зачислению денежных средств на банковский счет (вклад) или списание денежных средств с банковского счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств с банковского счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
Таким образом, предоставление процентного займа члену сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива на указанную сумму путем зачисления денежных средств на банковский счет подпадает под критерии обязательного контроля в случае, установленные статьей 6 Федерального закона, если период деятельности юридического лица не превышает трех месяцев со дня государственной регистрации.
Вместе с тем, исходя из подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона обязанности по предоставлению сведений об указанной операции в уполномоченный орган у сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива не возникает, поскольку в данном случае операция совершается сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом, а не его клиентом.

По третьему вопросу.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных граждан, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 200 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 200 000 рублей, или превышает ее.
Исходя из положений части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» потребительские кооперативы относятся к некоммерческим организациям.
Таким образом, получение сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативом процентного займа на сумму, равную или превышающую 200 000 рублей, от международной или иностранной организации подпадает под критерии обязательного контроля в соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона, однако исходя из подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона обязанности по предоставлению сведений об указанной операции в уполномоченный орган у сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива не возникает.

Директор Департамента
Ю.А. Полупанов

 

http://www.agrokontrol.ru/index.php/home/2-uncategorised/103-otvet-banka-rossii-na-voprosy-po-pod-ft