В Москве состоялась Практическая конференция «Актуальные вопросы реализации государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Опубликовано 23 Декабрь 2013
Печать

18 декабря 2013 года в Москве (в отеле Ритц - Карлтон, Тверская 3) состоялась практическая конференция «Актуальные вопросы реализации государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», на которой с докладами выступили Председатель Банка России Набиуллина Э.С. и  Директор Росфинмониторинга Чиханчин Ю.А.

 

Организаторы мероприятия: Ассоциация российских банков, Банк России и Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Целью конференции явилось доведение до кредитных организаций государственной политики в сфере противодействия незаконным финансовым операциям.

Основные вопросы прозвучавшие на конференции:

- меры, направленные на предотвращение использования финансовой системы для совершения незаконных операций;

- новые требования федерального законодательства в части организации и реализации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

- вопросы, стоящие перед национальной банковской системой в контексте требований Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA).

В конференции приняли участие: ПредседательБанка России Эльвира Набиуллина, Директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин, Президент АРБ Гарегин Тосунян, Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ Ирина Яровая, Президент ФАТФ Владимир Нечаев, заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров, заместитель начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Сергей Солопов.

Приводим тексты выступлений Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной и Директора Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчина, размещенные на сайтах указанных организаций.

 

Выступление Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной на конференции
«Актуальные вопросы реализации государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 18 декабря 2013 года

 

Добрый день, уважаемые коллеги.

Хочу сказать несколько слов о банковской системе. В целом в 2013 году банковский сектор демонстрировал рост по всем основным показателям – по объему активов, кредитов, вкладов.

Так, по данным на 1 декабря этого года, если брать годовые цифры, темп роста активов составил 18 процентов, рост кредитов нефинансовым организациям экономики был равен 14,3 процента.

Рост вкладов населения составил 21 процент, то есть по основным показателям банковская система росла двузначными цифрами.

Достаточность капитала в банковской системе находится на адекватном уровне. Постепенно повышается и качество управления рисками. Банковская система готова к внедрению международных подходов Базеля III.

По оценке устойчивости к разнообразным рискам банковская система даже несколько улучшила свои показатели по сравнению с предыдущим годом.

Банк России проводит политику по дальнейшему укреплению банковского сектора. Мы исходим из того, что структура банковского сектора должна быть диверсифицирована как по формам собственности (государственной и частной), так и по размеру, по региональной представленности банков, по структуре бизнеса.

Главное, чтобы банки были прозрачными, финансово устойчивыми, законопослушными и надежными для граждан.

Опасения по поводу устойчивости банковской системы абсолютно безосновательны. Вы знаете, в последнее время гуляют так называемые черные списки, распространяется информация о якобы имеющихся проблемах в отдельных банках.

Готова еще раз заявить, что это ложь.

Да, мы отзываем лицензии, но это не вынужденная, а необходимая часть работы регулятора в любой стране мира. Решение об отзыве лицензии как крайней мере надзорного реагирования принимается исключительно в соответствии с законом в каждом отдельном случае. И это способствует укреплению рыночной дисциплины и в целом повышению устойчивости банковского сектора.

Активы банков, лицензии у которых были отозваны в уходящем году, составили менее 1 процента от общих активов банковского сектора.

Проводя эту политику, мы исходим из приоритета стабильности банковской системы, принимаем взвешенные решения в надзорной деятельности.

С надзорной деятельностью, безусловно, связана основная тема сегодняшней конференции – реализация государственной политики в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Это чрезвычайно важная тема. Не только мы и не только наша страна – весь мир сталкивается с этой проблемой. Потоки «грязных» денег формируются в теневой экономике и стремятся проникнуть практически во все типы организаций, принимающих участие в обороте денежных средств и имущества.

Банковская система в силу своей способности быстро и в любом объеме перемещать финансовые средства практически в любую точку мира весьма привлекательна для криминальных структур и, как следствие, особенно уязвима.

В целях поступательного развития экономики и финансового сектора необходимо изменить ситуацию, когда значимая часть финансовых ресурсов отвлекается в нелегитимные финансовые операции.

К сожалению, 2013 год подтверждает сохранение проблем в этой сфере.

Первая проблема – вывод капитала за рубеж по сомнительным основаниям. По оценкам Банка России, в 2012 году объем такого вывода составил 39 млрд. долларов США, за 9 месяцев 2013 года – около 22 млрд. долларов США. Вынуждены констатировать, что в последнее время для этих целей недобросовестными хозяйствующими субъектами активно используются возможности, связанные с облегченными процедурами перемещения товаров и контроля в рамках Таможенного союза. По нашим оценкам, в 2012–2013 годах из Российской Федерации через страны Таможенного союза было выведено порядка 47 млрд. долларов США.

Вторая проблема – обналичивание денежных средств. По нашим оценкам и оценкам международных экспертов, использование наличных денег в больших объемах – в больших, чем это необходимо для обслуживания разумных, экономически обоснованных потребностей легальной экономики, – является серьезным фактором риска легализации доходов, полученных преступным путем, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, получения коррупционных доходов и финансирования терроризма.

Ежегодные объемы обналичивания в России исчисляются сотнями миллиардов рублей.

В сложившихся условиях Банк России, как надзорный орган, не может не реагировать на эти вызовы и угрозы.

Ежегодно кредитные организации направляют в Росфинмониторинг несколько миллионов сообщений, содержащих информацию об операциях, отвечающих определенным критериям, так, как это установлено законом. Анализ показывает, что примерно две трети таких сообщений касаются операций, которые сами банки квалифицируют как подозрительные.

И здесь, безусловно, возникает вопрос: если кредитные организации квалифицируют те или иные операции как подозрительные, то должны ли они выполнять распоряжения клиентов о проведении таких операций, должны ли они продолжать обслуживать клиентов, проводящих такие операции?

По мнению Банка России, существовавшая до последнего времени система – до принятия изменений в законодательство летом этого года – была, скорее, системой последующего реагирования на негативные события. Очевидно, что система должна быть ориентирована прежде всего на превентивное реагирование – предупреждение и недопущение проникновения преступных доходов как в финансовый сектор, так и в экономику страны в целом.

Такая возможность превентивного реагирования была предоставлена законодателями летом этого года. Это чрезвычайно важная законодательная новация.

На сегодняшний день банки обладают достаточно широкими полномочиями:

1) не открывать банковские счета по широкому перечню ситуаций, вызывающих у них опасения, что такой счет (вклад) может быть использован в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

2) отказывать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица;

3) имеют право расторгнуть договор банковского счета с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении его распоряжения о совершении операции.

То есть, по сути дела, весь набор мер, которые вытекают из принципа «знай своего клиента». Вопрос реализации кредитными организациями новых полномочий, полученных прав является одним из приоритетных для Банка России.

Наши действия направлены на то, чтобы банки широко использовали предоставленные им права, в том числе по принятию правил внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

В целях оперативного предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих не только интересам кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, но и банковской системе в целом, проводится активная работа в рамках письма Банка России от 4 сентября 2013 года № 172-Т «О приоритетных мерах по осуществлению банковского надзора».

Работа со всеми банками проводится в плановом режиме, и решения о применении разных мер надзорного реагирования принимаются Банком России на основе всего массива информации, которая характеризует деятельность кредитных организаций.

Необходимо особо подчеркнуть, что применяемые подходы распространяются на все без исключения кредитные организации и никаких преференций для крупных, мелких, средних банков не устанавливается.

Наша работа направлена на профилактику, а не на жесткие репрессивные меры.

И я хотела бы обратить ваше внимание на данные, которые, на мой взгляд, достаточно ярко иллюстрируют направленность проводимой политики.

Так, по основаниям исключительно нарушения закона о противодействии отмыванию доходов в 2013 году было отозвано 8 лицензий. Исключительно по этому основанию, если не было оснований, связанных с отрицательным капиталом, в то время как количество банков, прекративших проведение сомнительных операций, по итогам нашего мониторинга, составило 54.

То есть банки адекватно реагируют на принимаемые меры. Это говорит о том, что уже сейчас кредитные организации используют дополнительные возможности, предоставленные законодательством.

Хочу обратить ваше внимание и на то, что Банк России предоставляет кредитным организациям возможность дополнительно проанализировать деятельность того или иного клиента и убедить регулятора, надзорный орган в том, что операции, формально имеющие признаки сомнительных, тем не менее проводятся клиентами в соответствии с принципами добросовестности и разумности, являются экономически обоснованными и законными.

И таких примеров, уверяю вас, достаточно.

Задачи Банка России на ближайшую перспективу следующие.

Первое – всесторонняя помощь кредитным организациям по внедрению в их деятельность механизмов, предусмотренных обновленным законодательством.

Учитывая новизну функций, возложенных данным законодательством на кредитные организации, особый акцент будет делаться нами на оказание банкам методологической помощи по вопросам исполнения законодательства. Будет продолжена практика проведения совместных мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, встреч), позволяющих в рамках диалога с банками найти взаимоприемлемые решения по наиболее острым вопросам в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Вторая задача – это последовательное освобождение банковского сектора от клиентов, проводящих сомнительные операции и операции, связанные с отмыванием денежных средств. Пресечение деятельности таких клиентов – это наша с вами общая задача, не только регулятора, но и всех банков. И здесь банкам будет оказываться помощь и контроль за тем, как реализуется полученное право не работать с сомнительными клиентами.

Третья задача в контексте той темы, которую мы обсуждаем, – это оздоровление банковской системы путем прекращения деятельности тех участников, которые активно, в значительных объемах проводят незаконные финансовые операции, операции по отмыванию денежных средств, обслуживают теневой сектор экономики и не хотят менять свое поведение, то есть тех, чья бизнес-модель основана именно на таких сомнительных операциях.

Четвертое – это внедрение в деятельность кредитных организаций риск-ориентированного подхода на основании новых международных стандартов, в первую очередь рекомендаций ФАТФ, что будет укреплять деловую репутацию участников банковского и финансового рынка и положительно влиять на оценку нашей страны со стороны международных организаций.

Еще одним из приоритетных направлений является внедрение антилегализационных механизмов в деятельность небанковских финансовых организаций, регулирование и контроль за которыми с сентября текущего года осуществляет Банк России. Речь идет о микрофинансовых организациях, кредитных потребительских кооперативах и других. Мы должны сделать все, чтобы предотвратить перетекание сомнительных операций из банковского в небанковский сегмент финансового рынка.

Еще несколько слов о работе Банка России, направленной на оптимизацию режима привлечения кредитных организаций к ответственности за нарушение требований в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Вам известно, что в 2011 году на Банк России была возложена обязанность по привлечению кредитных организаций за нарушения требований в сфере противодействия отмыванию доходов к административной ответственности. Почти трехлетний опыт реализации Банком России соответствующих полномочий показал, что процедуры КоАП оказались не очень эффективными. Банк России обязан штрафовать банки даже за незначительные, в том числе технические, нарушения, в то время как действенность этих мер является не очень высокой.

Поэтому мы вместе с банками выступили с инициативой корректировки подходов к привлечению кредитных организаций за нарушения с акцентом на применение норм, предусмотренных непосредственно банковским законодательством. Такие меры есть, вы знаете, и они, на наш взгляд, более эффективны. В настоящее время соответствующий законопроект находится в Государственной Думе. Мы надеемся, что законодатели благосклонно его рассмотрят.

Хотелось бы выразить надежду на то, что принимаемые Банком России и российским банковским сообществом меры по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма будут способствовать повышению доверия как внутри банковской системы, так и к ней самой и со стороны государства, и, главное, со стороны клиентов. Доверие клиентов к банковской системе, к тому, что банковская система прозрачна, надежна, – это главные наши приоритеты и активы.

Это поможет обеспечить соответствие отечественного банковского сектора тому уровню, который определяется потребностями развития экономики, социального развития нашей страны и передовой международной практикой.

В заключение я хочу поблагодарить Ассоциацию российских банков за организацию конференции. Это была наша совместная инициатива – посмотреть на то, как реализуется законодательство, принятое летом, опыт еще не очень большой, буквально несколько месяцев, но тема чрезвычайно важная. Мне кажется, очень важно регулярно рассматривать итоги реализации законодательства, проблемы, которые возникают в ходе его реализации, и в этом вопросе постоянно поддерживать режим двусторонней связи с банками.

Мы рассчитываем на то, что совместными усилиями и государства, и банковского сообщества нам удастся решить проблему эффективного противодействия сомнительным операциям.

Благодарю вас за внимание. Спасибо.

http://www.cbr.ru/pw.aspx?file=/press/press_centre/Nabiullina_18122013.htm

 

 

Выступление директора Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчина на конференции «Практические вопросы реализации государственной политики в сфере ПОД/ФТ» (Москва, 18 декабря 2013 года)

Уважаемые участники конференции!

Наше сегодняшнее мероприятие призвано подвести итоги уходящего года, ставшего знаковым как для банковского сообщества, так и для государственных органов, деятельность которых связана с регулированием и контролем в области деятельности кредитных организаций и деятельности антиотмывочной системы в целом.

Во-первых, сформирован и в полную силу заработал наш российский мегарегулятор - Банк России, чья сфера ответственности включает теперь, наряду с традиционными направлениями и новые направления, как рынок ценных бумаг, микрофинансирование и кредитные потребительские кооперативы, страховой сектор, деятельность негосударственных пенсионных фондов, а также во многом остающийся недорегулированным рынок электронных платежных средств. Это значит, что высокие стандарты 

банковского надзора распространяются и на эти секторы, что, безусловно, будет способствовать их очищению их от серых технологий, и, в то же время, за счет объективного повышения качества финансовых услуг поднимет уровень их участников, что, наверное, создаст здоровую конкуренцию банкам с их стороны.

 

Во-вторых, принят известный 134-й Федеральный закон, наделивший и банки, и регуляторов, и контролеров, и правоохрану новыми возможностями по пресечению незаконных финансовых операций.

Безусловно здесь есть вызов и банковскому сообществу, и государственным органам, требующий определенной перестройки работы в сегодняшней пост-Лох-Эрнской реальности, когда задачи по повышению прозрачности мировой и национальной экономики, по ее деофшоризации и декриминализации поставлены во главу повестки дня «восьмерки» и «двадцатки». Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании 12 декабря еще раз подчеркнул, что эти задачи остаются главными и для России.

Но если внимательнее посмотреть на эти решения 2013 г., мы с очевидностью поймем, что при всей тактической новизне, стратегические задачи банковского сектора в сфере противодействия противоправному использованию экономической системы остаются прежними и сводятся к двум принципам: «знай своего клиента» и «управляй рисками в целях их минимизации».

Действительно, банки получили право отказывать в исполнении поручения клиента на основании подозрений о связи операции с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма, а также расторгать договор с подозрительными клиентами.

Это мощные рычаги, которые при надлежащем использовании могут тотально санировать экономики от потенциально преступных капиталов.

Но ведь банки и ранее работали со своей клиентурой, и ранее изучали лиц, с которыми у них имеются деловые отношения, вели своеобразные досье, а при необходимости с такими клиентами расставались.

В связи с этим, говоря о данном праве банков, хочется акцентировать внимание на несколько иных новеллах 134-го Федерального закона - а именно, на обязанности кредитных организаций изучать своих клиентов, устанавливать цели их деятельности как при постановке на обслуживание, так и в ходе его осуществления, а также на обязанности знать бенефициаров.

Думается, только на основе реализации этих мер возможно принятие радикальных решений, предусмотренных 134-м Федеральным законом. И здесь, я полагаю, банки должны выступать его пропагандистами среди своих клиентов, на постоянной основе ведя с ними работу в рамках реализации принципа «знай своего клиента». Во многих случаях это поможет избежать применения в отношении клиента репрессивных мер, ведь не каждое лицо, совершающее сомнительные операции отмывает преступные доходы или пытается финансировать террористическую деятельность, возможно, ему просто требуется квалифицированная помощь кредитной организации.

Я говорю это с тем, чтобы банки ответственно и сознательно относились к каждому случаю расторжения договора с клиентом, что, уверен, они и так делают. Такой подход, между прочим, позволит избежать и двух выявленных на сегодня рисков, возникающих вследствие неоправданного применения этих мер - а именно, риска перетекания денежных средств клиентов, вызывающих сомнения, в слаборегулируемые сектора, а также риска коррупционных действий со стороны сотрудников банков в отношении клиентов.

Итак, постоянный анализ деятельности клиента, пропаганда, если хотите, среди клиентов, надлежащих стандартов экономической активности, а не механический отказ от сомнительном клиентуры имели в виду авторы 134 Федерального закона, наделяя банки новыми полномочиями. В данном вопросе кредитные организации являются основными и незаменимыми помощниками Банка России и Росфинмониторинга.

Другой важной составляющей является повышение общей финансовой грамотности населения, предотвращение втягивания наших сограждан в финансовые махинации. Как результат - ущерб от такого рода незаконных действий выражается в десятках миллиардов рублей, которые не поступают в казну и не могут быть использованы на развитие национальной экономики. Недопущение и противодействие подобным незаконным финансовым операциям - задача не только государства, но и населения. Одновременно необходимо формирование у самого бизнес-сообщества новой формы мышления и нового формата деятельности, в основе которых понимание, четкое осознание и следование постулату «Научись заниматься бизнесом - не воруя!».

И в этой ситуации хотелось бы еще раз поддержать инициативу Банка России, высказанную на площадке Правительства, о внесении в школьную программу предмета, направленного на повышение финансовой грамотности. Этим объясняется создание Сетевого института, объединяющего ведущие ВУЗы страны, как в Москве, так и в федеральных округах, деятельность которого будет направлена на выработки единых подходов, методик и обучение специалистов, занятых в организации работы национальной антиотмывочной системе, как среди частного сектора, так и государственных органов.

Еще несколько слов по поводу санационных мер, осуществляющихся Банком России. Очищение банковской системы от нездоровых элементов - это повседневная практика работы регулятора, соответствующие действия осуществлялись им и в прежнем формате, а при необходимости будут осуществляться впредь. Если девизом банка является принцип «знай своего клиента», то для регулятора этот девиз будет звучать так: «знай поднадзорный сектор».

Хотелось бы только подчеркнуть, что принимаемые меры Центральным банком в отношении кредитных организаций - это следствие действия всех элементов национальной антиотмывочной системы и законопослушных коммерческих банков , которые в своих сообщениях в Росфинмониторинг информируют о своих недобросовестных коллегах и финансовой разведки, выявляющей банки-прачечные, и правоохранительных органов, пресекающих деятельность криминального менеджмента некредитных организаций и Парламента, определяющего нормы закона, позволяющие выявлять отмывочные механизмы и пресекать их.

«Нужно продолжить принципиальную и твердую линию по избавлению нашей кредитно- финансовой системы от разного рода «отмывочных контор», или, как еще говорят, «прачечных» при этом интересы добросовестных клиентов и вкладчиков проблемных банков должны быть надежно защищены» (В.В. Путин).

Повышение прозрачности экономики, декриминализация финансовых операций - не разовая акция, в которой результата можно добиться, применив несколько десятков раз какой-то свежий законодательный механизм, а постоянная работа, основанная на глубоком изучении клиентуры, анализе деятельности и связей клиента, а также возможно стоящих за ним бенефициаров.

В завершении своего выступления хотелось бы еще раз напомнить собравшимся, что октябрьское Пленарное заседание ФАТФ, приняв отчет России, тем самым подтвердило, что нормативная база национальной антиотмывочной системы соответствует международным             стандартам. В ходе проверочной миссии в 2015 году нам нужно будет убедить экспертов ФАТФ в ее эффективной деятельности.

 

http://fedsfm.ru/press/publications/902