Письмо Банка России от 30.09.2013 №193-Т

Опубликовано 02 Октябрь 2013
Печать

Письмом от 30.09.2013 №193-Т Банк России сообщает о формировании перечня резидентов – участников внешнеэкономической деятельности, в деятельности которых выявлены признаки незаконного вывода денежных средств из Российской Федерации и легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем.

 

 

Предлагаем ознакомиться с текстом Письма ЦБ №193-Т от 30.09.2013 «О снижении риска потери деловой репутации и вовлечения уполномоченных банков в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 сентября 2013 № 193-Т

О снижении риска потери деловой репутации и вовлечения уполномоченных банков в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

В результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями Банком России выявляются случаи, когда

юридические лица – резиденты (далее – резидент) закрывают паспорта сделок (далее – ПС) по внешнеторговым контрактам, договорам займа (далее – контракт), открытые в уполномоченном банке, в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк, но ни в один из уполномоченных банков в соответствии с требованием Инструкции Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция № 138-И) не обращаются. При этом на дату закрытия ПС обязательства нерезидентов перед резидентами по таким контрактам не исполнены или исполнены частично.

Кроме того, выявляется наличие как полной, так и частичной задолженности нерезидентов перед резидентами по контрактам после истечения срока их действия и закрытия ПС по таким контрактам уполномоченным банком самостоятельно по истечении 180 календарных дней в соответствии с Инструкцией № 138-И.

По оценке Банка России, наличие указанных признаков позволяет предположить, что действительными целями операций по указанным контрактам может быть незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации и легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

В связи с этим Банк России сообщает о формировании перечня резидентов – участников внешнеэкономической деятельности, в деятельности которых выявлены вышеуказанные признаки, в который включаются показатели, позволяющие идентифицировать резидента: наименование резидента, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) резидента, идентификационный номер налогоплательщика – резидента (ИНН) (далее – Перечень).

Включенные в Перечень резиденты разделены на две группы. К первой группе отнесены резиденты, задолженность нерезидентов перед каждым из которых составляет 80 процентов и выше от общей суммы платежей резидента по контрактам, по которым им оформлены ПС.

Ко второй группе отнесены резиденты, задолженность нерезидентов перед каждым из которых составляет от 20 до 80 процентов от общей суммы платежей резидента по контрактам, по которым им оформлены ПС.

Перечень доводится до сведения уполномоченных банков по каналам связи через территориальные учреждения Банка России.

Учитывая изложенное, в целях снижения риска потери деловой репутации и вовлечения уполномоченных банков и их сотрудников в использование услуг уполномоченного банка в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, кредитным организациям в отношении резидентов, включенных в первую группу, необходимо применять пункт 5.2 и пункт 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон).

В отношении резидентов, включенных во вторую группу, Банк России рекомендует:

использовать сведения, содержащиеся в Перечне, при рассмотрении вопроса о заключении с резидентом договора банковского счета (вклада);

выявлять среди резидентов, находящихся на обслуживании в уполномоченном банке, резидентов, информация о которых содержится в Перечне, и относить операции таких резидентов к повышенной степени (уровню) риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

использовать Перечень при оценке целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации резидентов.

Территориальным учреждениям Банка России следует контролировать применение уполномоченными банками пункта 5.2 и пункта 11 статьи 7 Федерального закона в указанных в настоящем письме случаях.

Доведите содержание настоящего письма до сведения уполномоченных банков.

 

Э.С. Набиуллина