Предложение о внесении изменений в Приказ Росфинмониторинга №59 от 17.02.2011

Опубликовано 14 Август 2013
Печать

Национальный платежный совет (НП «НПС») обратился в Федеральную службу по финансовому мониторингу с предложениями о внесении изменений в Приказ  Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 года № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

 

Под определение понятия «выгодоприобретатель», указанное в Приказе, подпадают, в том числе клиенты профессиональных участников рынка ценных бумаг. В результате организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 5 Закона № 115-ФЗ, за исключением кредитных организаций, обязаны идентифицировать всех клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, рассматривая их в качестве выгодоприобретателей. Необходимо учесть, что у большинства профессиональных участников рынка ценных бумаг количество находящихся на обслуживании клиентов может достигать несколько десятков тысяч, что влечет существенные практические сложности и необоснованные затраты на исполнение указанных норм.

Таким образом, нормативные требования по выявлению выгодоприобретателей, установленные в Приказе Росфинмониторинга №59 для профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющимися кредитными организациями, — более жесткие, по сравнению с нормативными требованиями Банка России, установленными для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющими банковскую деятельность.

 

НПС-01/1-287 от 15.07.2013г.

Директору Федеральной службы

по финансовому мониторингу

Чиханчину Ю.А.

 

О внесении изменений в Приказ

Росфинмониторинга

от 17 февраля 2011 года № 59

 

Уважаемый Юрий Анатольевич!

Обращение Некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» (НП «НПС») обусловлено возникающими у участников национальной платежной системы проблемами, связанными с применением требований Приказа Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 года №59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее — Приказ Росфинмониторинга № 59).

В соответствии с абзацем двенадцатым статьи 3 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ) выгодоприобретателем является лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.

Под указанное определение понятия «выгодоприобретатель» подпадают, в том числе клиенты профессиональных участников рынка ценных бумаг. В результате в целях надлежащего исполнения требований Закона № 115-ФЗ и Приказа Росфинмониторинга № 59 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 5 Закона № 115-ФЗ, за исключением кредитных организаций, обязаны идентифицировать всех клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, рассматривая их в качестве выгодоприобретателей.

Согласно информации, содержащейся на официальных сайтах, у большинства профессиональных участников рынка ценных бумаг количество находящихся на обслуживании клиентов может достигать несколько десятков тысяч, что влечет существенные практические сложности и необоснованные затраты на исполнение указанных норм.

Учитывая, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 5 Закона № 115-ФЗ, в соответствии с требованиями статьи 7 Закона № 115-ФЗ обязаны идентифицировать своих клиентов, полагаем, что дополнительная идентификация этих же лиц в качестве выгодоприобретателей является нецелесообразной.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.3 Положения Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение № 262-П) все кредитные организации, в том числе являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, освобождены от обязанности устанавливать и идентифицировать выгодоприобретателя, если клиент является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, указанной в статье 5 Закона № 115-ФЗ, или лицом, указанным в статье 7.1 Закона № 115-ФЗ.

Таким образом, нормативные требования Приказа Росфинмониторинга № 59 ухудшают положение профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющимися кредитными организациями, по сравнению с профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими банковскую деятельность.

Учитывая изложенное, НП «НПС» просит рассмотреть возможность внесения в Приказ Росфинмониторинга № 59 изменений, предусматривающих норму, аналогичную норме пункта 1.3 Положения № 262-П, которая прямо предусматривает право организации не устанавливать и не идентифицировать выгодоприобретателя.

Некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет» надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество с Федеральной службой по финансовому мониторингу и в случае поддержки вышеизложенной инициативы участников национальной платежной системы выражает готовность принять участие в подготовке конкретных предложений по изменению Приказа Росфинмониторинга № 59.

Президент

А.В. Емелин

 

 http://platsovetrf.ru/ru/media/news/index.php?id=680